Благотворительный Фонд имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны
English  
Вензель Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны
    Благотворительный Фонд имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны      
Портрет Великой Княгини Ольги Александровны - дочери Императора Александра III  
На Главную страницуОтправить сообщение
О ФондеПредседательВеликая КнягиняПрессаПожертвованияАрхивИздания
Девиз Великой Княгини Ольги Александровны  "Быть, а не казаться!"
Фото
Видео
Аудио

 

 

О.Н. Куликовская-Романова – Андрей Хвалин

 

Венец народа

О природе монархии, современном ее состоянии и восстановлении в России с О.Н. Куликовской-Романовой беседует писатель Андрей Хвалин.

 

А.Х.: - Ольга Николаевна, наша беседа проходит вечером 17 июля 2011 года, в день памяти святых Царственных страстотерпцев. Поздравляю Вас с очередной годовщиной Царских дней и возвращением буквально накануне из краткого «отпуска» в Канаду, где остаются дочь и внучка. Вы как невестка Великой Княгини Ольги Александровны, младшей сестры святого Царя Николая Александровича, дочь русского дворянина и белого офицера являетесь не просто хранителем традиций императорской России, но и их живым воплощением в современных условиях. На Ваших глазах и при Вашем непосредственном активнейшем участии растет и ширится общенародное почитание Августейших мучеников. Каждый новый день Их памяти – веха на этом пути. 17 июля Вас рады принять в любом месте, связанном с Царской Семьей, а это, почитай, вся страна. Знаю, что в этом году особо звали в Екатеринбург, впрочем, как и всегда, а также в Курск. Однако праздник молитвенно отметили в Москве. Как он прошел и чем выделялся?

Ольга Николаевна Куликовская-Романова: - Тайным моим желанием было пересесть с аэроплана на аэроплан и поехать в Екатеринбург на Молодежную встречу Всемирного Русского Народного Собора «Верхотурье – город будущего», открывшую в этом году череду мероприятий, приуроченных к Царским дням. А затем уже, как всегда, отстоять праздничную службу, побывать на Ганиной яме, в Алапаевске, Верхотурье… Но Господь судил иначе и вразумил меня – просто физически не смогла «разорваться», поэтому пришлось остаться в Москве. Но ни Екатеринбург, ни Курск не остались без моего внимания.

Поскольку одной из главных задач екатеринбургской молодежной встречи стало формирование в общественном сознании понимания роли Дома Романовых в развитии истории и культуры России, направила ее участникам свое приветствие. В нем особо подчеркнула, что «Уральскую землю справедливо называют Русской Голгофой – здесь были невинно убиены святые Царственные страстотерпцы и масса простого русского народа. Много раз я бывала в Верхотурье и люблю эту жемчужину Урала. Вам предстоит здорово потрудиться, чтобы сделать ее еще краше. Федеральные и местные власти совместно с Русской Православной Церковью наметили большие планы, чтобы превратить Верхотурье в современный духовный, туристический, культурный центр и придать ему статус Уральской лавры. Хочется надеяться, что эти задачи будут решены в срок и качественно. Тем более, что Верхотурье определено как один из центров по празднованию 400-летия Династии Романовых в 2013 году, что явится символом народного единства».

И хотя на этот раз мне не довелось самой быть в Екатеринбурге на Царских днях, благодаря телевидению смотрела ночную службу из Храма-на-Крови, молилась вместе с дорогим владыкой Викентием и архиепископом Курганским и Шадринским Константином, со множеством знакомых и незнакомых людей. Так что глазами и душой я была в тот момент с ними.

Не могла я не поздравить с Царскими днями и курян – настоятеля о. Олега (Чебанова) и прихожан первого в епархии храма святых Царственных страстотерпцев, на освящении которого была в декабре прошлого года. Искренне люблю курскую землю. За последние годы, что бываю здесь, можно сказать, сроднилась с ней. Душевно прикипела к ее святыням. Узнала и полюбила многих и многих курян – замечательных православных людей. Среди торжеств, запечатленных в моем сердце наряду со встречей Курско-Коренной иконы Божией Матери, которая неоднократно спасала мне жизнь, и освящение этого замечательного храма святых Царственных страстотерпцев. К сожалению, поскольку ныне не смогла лично присутствовать на празднике, то отправила им приветствие и помянула всех молитвенно.

Как уже сказала, в самый день памяти святых Царственных страстотерпцев мне пришлось остаться в столице и воспользоваться приглашением настоятеля храма Святой Троицы в Щелково протоиерея Андрея (Ковальчука). За последнее время этот уникальный собор стал мне как родной. Построен он был еще до клятвопреступного бунта, посвящен рождению Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и освящен в 1916 году малым чином.

Впервые была в нем в 1993 году, когда там царила «мерзость запустения». Теперь собор восстановлен, и в декабре 2010 года освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием великим чином. На этой Божественной литургии мне посчастливилось молиться и причаститься. В дар от нашего Благотворительного фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны и в память о столь знаменательном событии я преподнесла хоругвь с иконой Цесаревича Алексия. Она находится на солее возле левого, северного придела свт. Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. В нижнем ряду иконостаса помещены две ростовых иконы – святых страстотерпцев Царя Николая и Цесаревича Алексия, а рядом – подаренная нами хоругвь. И в прошлом году, и в нынешнем было особо волнительно стоять подле нее, переживая переполняющие меня чувства.

После службы тепло побеседовали с о. Андреем, казаками, доставившими в этот памятный день икону святого воина адмирала Феодора Ушакова и мощи Санаксарских мучеников. Всех переполняла радость Голгофской победы Царственных страстотерпцев. А затем поехала в Тайнинское, к известному памятнику Государю Императору Николаю Александровичу работы незабвенного скульптора В.М. Клыкова. Наш фонд попечительствует над благоустроительными работами на территории вокруг памятника. За короткое время сделано многое – все прибрано, дорожки проложены и убраны, подстригли траву, обрезали деревья, провели электричество для подсветки памятника, посадили цветы… Встретилась у памятника группа паломников в 30-35 человек, кто-то принес большой живописный портрет Государя, кто-то возложил к подножию памятника цветы. Положила рядом принесенные с собой розы…

Окиньте мысленным взором в Царские дни русскую землю, да и любой клочок земли, куда ступила нога русского человека и есть православный храм. Ныне Царственные страстотерпцы объединяют всех русских православных людей в Отечестве и рассеянии сущих. На всех континентах земли есть приходы, посвященные их имени. А это значит, что идеалы Святой Руси, Царской и Императорской России живут и ликуют в наших сердцах! Прославив Их всей церковной полнотой в сонме Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века, мы призвали святую Царскую Семью на земное служение. И они откликнулись на нашу любовь.

А.Х.: - Не кажется ли Вам, Ольга Николаевна, что в праздновании Царских дней православным народом проявляются ростки живого монархического чувства? И похожи ли они на верноподданнические чувства в Царской России?

О.Н. К-Р.: - Трудно сказать однозначно. Все меняется, в том числе и люди. Десятилетие не походит на десятилетие, а тем более различаются столетия между собой. Почти целый прошлый век Россия духовно болела. Миллионы, родившиеся при Царе, или покинули родину, или стали ее «травой и землей». Выздоровление будет тяжелым и длительным.  Сама идея монархии может стать привлекательной для новых поколений. Однако опасно увлечься лишь внешним блеском, земным величием Империи, «ловлей брошенного принцессой букета», как я это называю. Верноподданнические чувства – это не бросание вверх «чепчиков», не экзальтированное стремление хотя бы прикоснуться к кумиру, не «игры претендентов», так увлекающие иных, словно они ставят на скаковых лошадей. Это в первую очередь – общенародное служение. Что толку, если сегодня в России искусственно, на основании только заказных социальных опросов, реставрируют монархию? Что проку, если скажем: давайте, коронуем Сидора, Петра, Ивана?.. Привезут его в «платочке», посадят на трон, а дальше? Кто ему служить будет? В прежней России Царь был главой единого народного тела. Поэтому и при восстановлении монархического строя надо сначала создать прочный фундамент, возвести иерархическую пирамиду, которую и увенчает собою будущий Государь, чье имя и время появления ведает один только Всемогущий Бог.

Помню, когда двадцать лет назад я приехала в Россию, все вокруг, в том числе и вы, говорили о монархии, о служении Дому Романовых и верили в то, что не сегодня-завтра страна вернется на исторический путь своего развития. Где теперь те молодые монархисты и энтузиасты? Никто из них в начале 90-х годов не знал, какие великие искушения и соблазны ждут нас впереди. Если бы я рассчитывала только на восторженные заверения и обещания, меня давно бы уже не было в России. С помощью Божией и всех добрых людей я все эти годы «тяпала» и «тяпала» свое дело благотворительности и милосердия по мере сил.

Не надо сидеть и ждать «у моря монархии, как погоды». Сейчас никто никому трона не предоставит. Живите в реальных условиях, будьте добрыми христианами, возгревайте в сердце любовь к родине, пусть сегодня она еще унижена и оскорблена. Однако страна поднимается с колен, преодолевает разруху 90-х годов, в том числе и благодаря многим порядочным людям во власти.  Всегда легче разрушить, разломать, чем построить, создать, слепить. Бывает и на меня накатывает чувство раздражения и усталости от российских «дураков и дорог»… Но, мысленно сравнивая то, что есть с тем, что было, вижу все-таки изменения в лучшую сторону.

Не надо воспринимать жизнь лишь в черном или розовом цвете. Идите срединным, царским путем. Русский народ тем и силен, что в его соборной памяти хранится победительный опыт изживания чужеродного ига, преодоления чуждых его духу мировоззренческих установок и идеалов. Русский народ – верный подданный в первую очередь Христа, а затем Царя как христа земного, Божиего помазанника, через которого освящается монархическая государственность как боговымоленная народом форма нашего исторического жизнеустройства.  В этом смысле мы, ныне живущие, единые в духе Христовом и исповедующие святых Царственных страстотерпцев, едины в чувстве любви со всеми, положившими «живот свой» за Веру, Царя и Отечество.

А.Х.: - Ольга Николаевна, в церковном народе никогда не умирало живое и трепетное отношение к монархии, отчеканенное в словах: «Без Царя – земля вдова, а народ – сирота». Однако в последние годы, благодаря глобализации средств массовой информации, многие события из жизни европейских Владетельных Домов стали известны и в России, вызвав не только праздное любопытство, но и общественную дискуссию о возможности восстановления монархии и у нас в стране, о ее формах (самодержавная или конституционная), о претендентах на престол. «Монархический проект» заинтересовал властные структуры, политические партии, бизнес, общественные организации, широкие массы.

В создавшейся ситуации чрезвычайно важна, на мой взгляд, и Ваша позиция. С одной стороны, за двадцать лет пребывания в России Вы прекрасно изучили страну, а Вас лично и Ваши дела успели узнать тысячи и тысячи людей – от самых простых до самых высокопоставленных. Здесь с Вами не сравнится ни один из нынешних потомков Дома Романовых. С другой стороны, у Вашей Семьи есть уникальный опыт общения с представителями европейских монархий: переписка с Английской королевой Елизаветой, визит лорда Маунтбатена, воспитателя принца Чарльза, приемы у Датской королевы Маргретты II, встречи в прошлом году с ландграфом Гессенским Морицем… Каково, на Ваш взгляд, положение современных конституционных монархий? Применима ли эта форма для России в связи с нашими историческими традициями?

О.Н. К-Р.: - Все европейские монархии, так или иначе, связаны между собой родственными узами. Русский Двор был с удовольствием принимаем в любом государстве. Императрицу Марию Феодоровну, урожденную датскую принцессу Дагмару, Бабушку моего супруга Тихона Николаевича, датчане просто обожали. Правда, и она им здорово помогала, или «подсыпала», как говорит наш хороший знакомый, датский историк Ханс Нэрбек, автор книги «Внук Императора» (на английском и датском языках) о молодых годах Тихона Николаевича.

Брат Императрицы Марии Феодоровны стал греческим королем Георгом Первым. Но в памяти греческого народа остался не столько он, сколько «королева эллинов» русская Великая Княгиня Ольга Константиновна, Внучка Императора Николая I, Бабка герцогини Кентской и герцога Филиппа Эдинбургского, супруга английской королевы Елизаветы II. До сих пор в Греции помнят «королеву Ольгу» – ее имя можно увидеть на достопримечательностях, даже на рекламе. Греки остались равнодушными к иноверному по рождению датскому принцу, зато всем сердцем приняли православную Великую Княгиню Ольгу как свою королеву. Кстати, королева Ольга была крестной матерью моей Свекрови Великой Княгини Ольги Александровны, и посетила ее и Вдовствующую Императрицу Марию Феодоровну в Дании, когда они уже находились в изгнании.

Возьмите Германию, чьи Владетельные Дома не только «поставляли невест» в Россию, но и принимали к себе русских Великих Княжон. До сих пор в Дармштадте, Висбадене, Штутгарте, Франкфурте-на-Майне вспоминают «русско-немецких» королев, герцогинь, княгинь. Благодаря Дому Романовых произошло колоссальное взаимное обогащение культур двух народов. Не говоря о памятных всем «хрестоматийных примерах» святых сестер – Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, упомяну здесь о Великой Княгине Ольге Николаевне, королеве Вюртемберга (1822-1892), дочери Императора Николай I, которую называли «виртуозом благотворительности», что мне особенно близко.

Ею были созданы различные благотворительные учреждения, в том числе госпиталь Ольги (Olgahospital) стал первой педиатрической клиникой в Штутгарте, открытой в 1842 году.  Попечительское общество имени Николая (Nikolauspflege), основанное в 1856 году и названное в честь отца – Императора Николая I, было создано для оказания помощи слепым. В 1872 году русская королева Вюртемберга Ольга объединила добровольных сестер милосердия в общество «Сестер Ольги» (Olgaschwester), в чью задачу входило уход за больными, помощь престарелым людям или же раненым солдатам. Многие из учреждений, основанных королевой Ольгой, сохранились и по сей день, в частности  Больница Карла и Ольги («Karl-Olga Krankenhaus»), где мне даже некогда довелось лечиться.

Вообще, у меня в Германии очень много памятных мест. Когда в прошлом году мы с ландграфом Гессенским Морицем в его замке Вольфсгартен обсуждали планы дальнейшего сотрудничества с нашим фондом, то сошлись во мнении, что перспективы развития культурных и благотворительных связей у нас прекрасные. Это исторически обусловлено благорасположением между Династией Романовых и Великим герцогством Гессен, которое, между прочим, официально исчезло с политической карты в 1918 году, вслед за крушением монархий в Германии и России.

После февральского переворота 1917 года и падения Российской Империи отношение к Династии Романовых в изгнании резко меняется. Без русских денег остывает любовь датчан к «кайзеринге Дагмаре» - Вдовствующей Императрице Марии Феодоровне. А уж когда и ее фамильные драгоценности «растворяются в лондонском тумане», то даже племянник – датский король Христиан Х начинает косо смотреть на «бедную родственницу». Оставшиеся в живых члены Императорской Фамилии кто как устраивается в разных европейских странах. Единоличным лидером среди монархий становится английская империя, даже при формальной потере колоний.

Еще в середине прошлого века, когда родственник королевы лорд Маунтбатен встречался в Канаде с Великой Княгиней Ольгой Александровной и Тихоном Николаевичем (в семейном кругу его называли «Дики», в нашем архиве есть фото лорда с дарственной надписью), Английский Двор сохранял традиции и внешнее величие. Остатки помпезности и блеска можно усмотреть и сегодня в придворном этикете королевы Елизаветы. Но «ветер перемен», разрушивший западную цивилизацию, развеявший в пыль остатки христианской культуры, нанес катастрофический урон и английской монархии. Принцесса Диана намеренно воспитывала своих сыновей, наследных принцев, в ярко выраженном демократическом духе. Весь мир умилялся, «ловил букетик»,  глядя на свадьбу принца Уильяма и его «простушки»-невесты. Молодая пара даже покорила канадских французов, республиканцев по духу. В ходе своего визита в Канаду обходились минимумом прислуги, человек в пять-шесть, сами гребли на лодке, готовили на кухне, скромно одевались, пожимали фанатам ручки и были почти «своими в доску». Естественно, все это под объективами телекамер. Обыватель млел от восторга – прямо «народная монархия».

Схожие истории и в других Владетельных Домах. Помню, когда были с Тихоном Николаевичем на приеме у датской королевы Маргретты II, то по новому придворному церемониалу при представлении мужчинам уже не требовалось целовать руку Королевской Особе. Тихон Николаевич подошел и сказал: «Я Бабке твоей руку целовал, и Матери твоей, и тебе поцелую», - взял и приложился к королевской руке. Шутка шуткой, но в ней горькая правда – «опрощение» жизни рано или поздно приводит к смерти.  В данном случае к смерти конституционной монархии. И раньше европейские короли и королевы не столько правили, сколько представительствовали, а теперь у них и эту роль скоро отберут политики. Останется одна телевизионная картинка, шоу, где солировать будут артисты типа «сэра Элтона Джона», возведенного в столь высокое достоинство Королевой Елизаветой – вот и все ее права. Избави Бог от такого «сэрства» и «мадамства».

Конституционная монархия, с одной стороны, становится ближе к публике, что способствует ее «паблиситному капиталу», но, с другой стороны, она нам не подходит, поскольку по сути конституционный монарх находится в зависимости, а порой в подчинении у аристократических родов, которые осуществляют реальное управление империей. В русской же монархической традиции, где Царь – помазанник Божий, защитник и радетель о благе всего народа, всех сословий, немыслима его зависимость ни от аристократа, ни от простолюдина, и сердце царево – только в руце Божией. Русскому человеку нужен Отец, Вождь, «Хозяин Земли Русской», как написал в анкете при переписи о роде своих занятий святой Царь-страстотерпец Николай II Александрович.

Поэтому судите сами: нужна ли русскому народу конституционная монархия. Думаю, что русский народ по духу своему не примет гламурной монархии бутафорного типа. А самодержавие надо выстрадать и вымолить у Бога – иного пути нет. Восстановление в будущем подлинной монархии в России возможно только на прочном всесословном фундаменте, как я уже говорила.

А.Х.: Тем не менее, в средствах массовой информации перманентно  ведется дискуссия о возможных претендентах на Русский Престол, будто это вопрос ближайшего времени. При этом спор зачастую перехлестывает через край, в ход идут взаимные обвинения и даже оскорбления, чем дискредитируют и саму идею монархии, и вносят новый раздрай в русский народ. А ведь впереди у нас важные вехи в истории Отечества: юбилей Земского собора 1612 года, 200-летие Бородинского сражения, 400–летие Династии Романовых. Эти памятные даты могут сплотить людей, способствовать народному единству.

На Ваш взгляд, нужны ли такие обсуждения, и если да, то как их надо вести?

О.Н. К.-Р: - Больной вопрос вы задали. Повторюсь: сейчас возможности восстановления монархии в России я не вижу, в первую очередь потому, что не готов сам народ, имею в виду сверху донизу. Кто претендент на трон? Князья Николай, Димитрий, возглавляющие Объединение членов рода Романовых? Княгиня Мария, глава Императорского Дома из двух человек? Как бы там ни было все они – Романовы, грубость и фамильярность в отношении их недопустимы. Кто-то выбирает других кандидатов. Иные называют даже английского принца Майкла Кентского – «седьмую воду на киселе» по отношению к Романовым.

Даже в Англии принц Майкл Кентский жалуется, что ему не на что жить, хотя и «квартирует» во дворце. Его раньше я называла «безработным». Поэтому он желает трудоустроиться хоть куда, вплоть до России. Когда я с ним встретилась на приеме в Кремле, поздоровалась, то на второй-третьей фразе разговора он спросил о ювелирных украшениях, найденных в Швеции и предположительно некогда принадлежавших членам Дома Романовых. И Майкл ничего лучшего не нашел спросить (ни о России, ни о моем самочувствии из вежливости), а сразу о драгоценностях. Я пожала плечами и ответила по-английски: «Мы потеряли гораздо больше, чем сверток с украшениями. Мы потеряли – Родину». А принц Майкл ездит сюда, стучится во все двери… На мой взгляд, все подобные споры о претендентах несерьезны, пока вопрос не поставлен в практическую плоскость. А какая тогда сложится «конфигурация», кто будет жив, кто народится – одному Богу известно.

А.Х.: - Ольга Николаевна, безотносительно вопроса о том, кто может возглавить страну в случае возрождения монархии, такие настроения стихийно растут снизу как реакция на нынешнее угнетенное положение русского народа. Приходит ясное осознание того, что так больше жить нельзя. Но как можно и нужно? Дело доходит до того, что русских хотят «уровнять в правах» с другими небольшими народами, отправить жить в леса, в какие-то мифические карликовые княжества, разделив предварительно для этого единую Россию…

О.Н. К.-Р.: - Это другой вопрос. Нечего здесь дожидаться восстановления монархии, а потом снова валить все шишки на Царя. Мы позволяем, чтобы люди под видом русских или имеющие двойное гражданство приходили и правили нами, навязывали нам чуждые законы. Надо поставить во власть своих русских людей, и вообще поднять русскую национальность, русский язык. Каждая нация гордится своими, только мы почему-то стесняемся. Русские должны оставаться «имперской», ведущей нацией среди других братских народов страны. Только тогда и возродится подлинная государственная иерархия, «пирамида», о которой я говорила выше, которая в будущем и может быть увенчана самодержавным монархом. Все таки мы – Россия, а остальные пускай считаются и подделываются… Трон русских самодержавных Царей обязательно будет восстановлен.

 

 
 
 
   
 
   
 
 
   
107045, г. Москва, ул. Б. Сухаревская пл., дом 16/18, стр. 2, офис 9. Тел. (495) 979-81-04. E-mail: info@rodregion.ru
Главный редактор: Андрей Юрьевич Хвалин